Елей

Елей — произошло от древнееврейского «שמן», древнегреческого «ἔλαιον», что подразумевает растительное (оливковое) масло, используемое в важнейших богослужебных чинах и наделяемое богатым символическим значением

Где используется

«Елей» употреблялся в Древнем мире как один из главных источников жира. Также получил применение в лечебных и косметических целях. Служил горючим веществом для лампад. У древних хетов использовался в обрядах помазания царей, высших чиновников и жрецов в Египте, а в Ассирии и Вавилоне помазание «елеем» означало — «подписать договор».

«Елей», наряду с овцами и хлебными подношениями, также приносился в жертву: «Вот что будешь ты приносить на жертвеннике: двух агнцев однолетних каждый день постоянно, одного агнца приноси поутру, а другого агнца приноси вечером, и десятую пшеничной муки, смешанной с четвертью гина битого елея, а для возлияния четверть гина вина, для одного агнца; другого агнца приноси вечером: с мучным даром, подобным утреннему, и с таким же возлиянием приноси его в благоухание приятное, в жертву Господу.», Исх. 29:38—41

В Древней Греции елей («оливковое масло») считался показателем богатства и плодородия. Из ветвей оливковых деревьев плели венки и надевали их на голову во время праздников.

В Христианстве «елей», служил как жертвоприношение Богу. Его сжигали в лампадах, в храмах, перед иконами, а также его используют для «елеопомазания», «соборования» и «лития». Образ масла как символа Божьей милости встречается в Священном Писании: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.», Иак. 5:14—15

В Православии приготовленное особым способом и освящённое патриархом оливковое масло, соединённое с виноградным вином и ароматическими растениями, называется «Святое Миро». Оно используется в особых случаях:

  • им помазуются все принимающие Таинство Миропомазания;
  • им мажут присоединяемых к Церкви прежних последователей тех христианских течений, чьё священство не признаётся Православием;
  • им помазывают крещеных ранее, например, в детстве, но по каким-либо причинам свернувших с пути Божьего;
  • «Святым Миром» мажут мощи христианских мучеников, вкладываемые в антиминс, а также престол и стены храма при его освящении;
  • «Миром» мазали православных царей и цариц при их коронации.

Необходимости восстановления в церковном членстве сопровождается «елеопомазанием». «Соборование» или «Елеосвящение» — одно из семи таинств, заключающееся в помазании тела освящённым «елеем», служащее, по учению православной и католической церквей, духовным врачеванием телесных недугов, а также дарующее больному оставление грехов, в которых он не успел раскаяться.

Также в русском языке сформировалось понятие: «лить елей», то есть льстить. Это аллюзия на ритуал «помазания» особым маслом («елеем»), который был частью церемонии, проводившейся в древности при возведении царей Израиля на престол и посвящении первосвященников в сан.