Капище

Капище – это слово берет свое начало от церковнославянского и старославянского «капиште», которое произошло от старославянского «капь». Подразумевает культовое место, где устанавливался своеобразный храм и идолы языческих богов.

В литературе и истории

Этот термин встречается в художественных и научно-исследовательских произведениях, где выступают в качестве описаниях места поклонения древним богам:

  • «Не воздвигнута ли первая деревянная церковь на самом месте древнего языческого капища?», И. Е. Забелин, История города Москвы. От Юрия Долгорукого до Петра I, 2006
  • «Шептались и о том, что гранит на постройку брали с мест древних капищ и потревожили прах старинных богов, которые и прокляли строительство.», Елена Коровина, Великие загадки мира искусства. 100 историй о шедеврах мирового искусства, 2011
  • «– Ваша милость совершит всё потребное в старом капище, а ваш покорный слуга будет держать свой третий глаз открытым, хи-хи.», Ник Перумов, Имя Зверя. Том 2. Исход Дракона, 2011
  • «Капища запустели; идолов утопили в реке, а манеж, в котором давала представления девица Гандон, сожгли.», Салтыков-Щедрин М. Е., История одного города, 1870
  • «Между тем как в кибитке моей лошадей переменяли, я захотел посетить высокую гору, близ Бронниц находящуюся, на которой, сказывают, в древние времена до пришествия, думаю, славян, стоял храм, славившийся тогда издаваемыми в оном прорицаниями, для слышания коих многие северные владельцы прихаживали. На том месте, повествуют, где ныне стоит село Бронницы, стоял известный в северной древней истории город Холмоград. Ныне же на месте славного древнего капища построена малая церковь.», Радищев А. Н., Путешествие из Петербурга в Москву, 1790
  • «Из буддийской кумирни мы поехали в индийское капище, к поклонникам Брамы.», Гончаров И. А., Фрегат «Паллада», 1857

В определенный исторический период «капище» отделялось от «требища» (площадка расположенная перед алтарём) сакральным занавесом. Но, благодаря археологическим раскопкам, было доказано, что такой завес устанавливался не везде, а это значит, что он не был обязательным атрибутом таких мест.

Под этим изречением могут подразумевать:

  • Историческое место, предназначенное для языческих сборов и обрядов, оборудованное соответствующими сооружениями и изваяниями; 
  • Некое пространство в религиозном языческом храме, расположенное за алтарём, и предназначенное для установки сакральных предметов;
  • Может иметь переносное значение, которое подразумевает средоточие чего-либо отталкивающего, тягостного.

В такие священные места был доступ только у жреца и его помощников.

Когда «жертвенник» совмещали с алтарем, тогда второй располагался под открытым небом. В других случаях алтарь находиться под общей кровлей с «капищем» (такие «закрытые» строения, храмы были распространены на территории Древней Скандинавии).