Менуэт

Менуэт — это слово произошло от французского «menuet», что подразумевает под собой старинный народный французский танец. Получил свое название за использование мелких шагов на низких полупальцах.

В литературе, танце и музыке

Как и большинство танцев того времени, он возник от французского крестьянского «бранля». Родиной «менуэта» принято считать «Бретань», где он исполнялся непосредственно, в обычной простой манере.

Этот термин встречает преимущественно в произведениях художественного жанра, реже упоминается в книгах, посвященных истории и древнему искусству танца и музыки:

  • «А здесь как-то помолодел разом, обновил гардероб, стал чаще появляться при дворе, а на балах и маскерадах танцевал менуэты уж и вовсе с бутончиками.», Нина Соротокина, Курьер из Гамбурга, 2010
  • «Строго соблюдала посты при своём дворе, и во всей империи никто лучше императрицы не мог исполнить менуэта и русской пляски.», Василий Осипович Ключевский, Краткий курс по русской истории, 2016
  • «А что, если этот заколдованный замок исчезнет вдруг по мановению волшебной палочки, а щегольски одетые гости, танцующие менуэт и чакону, взлетят ввысь, приняв обличье белых соколов и диких лебедей?», Жорж Санд, Снеговик, 1859
  • «Протанцевав польский, менуэт и один контрданс или экоссез, она сейчас уезжала, мелькнув в обществе, как блестящий метеор.», Аксаков С. Т., Семейная хроника, 1856
  • «Она танцевала превосходно и отличалась в особенности в менуэтах и русской пляске.», Гейнце Н. Э., Дочь Великого Петра, 1913
  • «Приседания и поклоны продолжались около полу-часа; наконец они прекратились, и толстый господин с букетом провозгласил, что церемониальные танцы кончились, и приказал музыкантам играть менуэт.», Пушкин А. С., Арап Петра Великого, 1827

При дворцах галантный «менуэт» исполнялся парой. В основном их движения строились на поклонах и реверансах, что скорее походило не на танец, а на его прелюдию. Со временем этот стиль получил большее развитие, его темп ускорился, движения и па усложнились, что привело к появлению «бального менуэта» с яркими чертами изысканности. Его стали исполнять несколькими парами одновременно, с кокетливой сменой партнеров.

В XVII и XVIII веке музыкальная форма «менуэта» была представлена в клавесинной, клавирной и камерной музыке. В качестве его «главной» части входил в инструментальную сюиту, иногда — в оперную увертюру в качестве завершающего раздела, а со временем «укрепился» в сонатно-симфоническом цикле.