Мистерия

Мистерия – существует две версии происхождения слова: в первая – от латинского «ministerium» («церемония»), вторая – от греческого «μυστήριον» («таинство», «тайное священнодействие»). Таким образом подразумевается не только «церемония», но и «ремесло», поскольку «мистерии» нередко финансировались средневековыми гильдиями ремесленников.

В литературе

Этот термин встречается не только в художественных произведениях различных писателей, но и научных трудах исследователей культов и обрядов:

  • «Во всех формах древних мистерий посвящённым сообщали тайные опознавательные знаки.», Роберт Фрик Гулд, Краткая история масонства, 2011
  • «Настоящей целью и смыслом египетских мистерий была подготовка к высшей жизни, гораздо более возвышенному духовному существованию, чем существование земное.», Льюис Спенс, Таинства Египта. Обряды, традиции, ритуалы
  • «Наоборот, они были единодушны в том, что великая мистерия не должна служить инструментом обогащения.», Пирмин Майер, Парацельс – врач и провидец. Размышления о Теофрасте фон Гогенгейме, 1993
  • «Мистерия творчества не противополагается мистерии искупления, она есть другой момент духовного пути, другой акт мистической драмы.», Бердяев Н. А., Самопознание, 1949
  • «И мудрость божественного Платона связана, быть может, с посвящением в Элевзинские мистерии.», Бердяев Н. А., Философия свободы, 1911
  • «Глубина христианства в том, чтобы принять и понять изнутри всю жизнь как мистерию Голгофы и Воскресения.», Бердяев Н. А., Судьба России, 1917

Среди «мистерий» встречались такие сюжеты, как: Сотворение, Адам и Ева, убийство Авеля и Страшный суд. С середины XV века они стали набирать популярность. Часто исполнялись совместно, образуя целые циклы, которые могли длиться в течение нескольких дней. Средневековые писания упоминают о том, что одновременно с «мистерией» исполнялся и фарс.

Если рассматривать «мистерию», как театральный жанр, то его история в Европейских странах проходила по-разному: в Италии он не обрел популярности и исчез, во Франции и Англии – этот жанр и вовсе запретили. В Испании представления продолжались до середины XVIII века, и лишь в 1756 году были официально запрещены указом короля Карла III.

Попытки возрождения «мистерии», в качестве театрального жанра предпринимаются с середины XX века и по настоящее время.