Неофит

Неофит — слово произошло от греческого «neophytos», которое в свою очередь берет свое начало от двух терминов «neos» — «новый», и «phyton» — «растение», «вновь посаженный». Однако, в народе так называли, согласно древнехристианской церкви «новообращенных», «новокрещенных», людей, которых заново приняли в монастырь монахи, либо вернувшихся в какой-то союз или общество.

В литературе и истории

Существует еще одна версия происхождения словосочетания «неофит», которое уходит корнями в Древнюю Грецию «νεόφυτος», что переводится, как — «недавно насаждённый». В такой трактовке «неофит» означал — «новый приверженец» в каком-нибудь религиозном сообществе, общественном движении либо просто новичок в каком-либо деле.

Это слово можно встретить и в литературном жанре, особенно популярным оно было среди классиков в художественных произведениях:

  • «Он к тому же учёл, что после обряда посвящения неофитам меняли имена.», Михаил Ишков, Тит Антонин Пий. Тени в Риме, 2019
  • «Твердынский. Я, Любовь Ивановна, так сказать, в любви неофит и даже атеист оной.», Толстой Л. Н., Заражённое семейство, 1864
  • «Аггей Никитич пред тем, как получить ему такое грозное послание, продолжал снова все более и более входить в интерес масонства, которое с прежним увлечением преподавал ему почти каждый вечер почтенный аптекарь. И вот в один из таковых вечеров Вибель читал своему неофиту рукописную тетрадку, предуведомив его, что это — извлечение из сборника, принадлежавшего некоему ученому последователю Новикова.», Писемский А. Ф., Масоны, 1880
  • «Желание смерти, вопреки красноречивой проповеди его друга и брата по духу Кудрина, нет-нет да и появлялось в душе еще не окрепшего в учении масонов неофита Зарудина, всякий раз, когда пленительный образ Натальи Федоровны восставал в душе Николая Павловича, а это происходило почти ежедневно.», Гейнце Н. Э., Аракчеев, 1893

Если рассматривать «неофит», как исторический термин, тогда под ним подразумевали новых членов тайных собраний («Элевсинские мистерии» в Древней Греции). Когда-то в христианской церкви так называли христиан, которые принимали «Крещение» и во время «Пасхи» носили белоснежные одежды.