Рефрен
Рефрен – этот термин берет свое начало от старофранцузского «refraindre», «refrain», что в переводе означает «повторять». В музыке считается главной темой, иными словами — это мелодичный материал, который неоднократно возобновляется на протяжении всего произведения. В поэзии это может быть одна строка либо сразу несколько, вставленных между куплетами.
В литературе
Первые упоминания этого названия встречается у труверов. В XIII в. был замечен резкий скачок всех форм песни, содержащий в себе «рефрен», такая заинтересованность продолжалась вплоть до XV в. Трубадуры, напротив, старались и вовсе свести к минимуму его употребление.
Чаще всего его вставляют, завершая каждую строфу стихотворения —
«Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.»,
Пастернак Б.Л., Зимняя ночь, 1946
Кроме этого, употребление этого выражения можно встретить и в литературных произведениях писателей:
- «Дни проходят, но книги, книги, Антонина Павловна, остаются на полках, и великое дело, которому вы бескорыстно служите, воистину велико и обильно, -- и каждая строка ваша звенит и звенит в наших умах и сердцах вечным рефреном.», Набоков В.В., Событие, 1938
- «Пускай всегда
Место правды занимают
Глупость, вздор, белиберда!
После каждого куплета шел рефрен:
Дело черное твори -- Сатанинский пунш вари!»,
Михаэль Энде, Волшебный напиток, 2002
В музыкальных композициях повторяющийся момент именуется — «припев», это та часть, которая в неизменном виде повторяется после каждого куплета.