Мотет

Мотет — на французском звучит, как «motet», латинском «motetus», «motellus», произошло от старофранцузского «mot» — переводится, как «слово». Означает вокальное многоголосное произведение полифонического склада, один из основных музыкальных жанров западноевропейского Средневековья и эпохи Возрождения.

В музыке

«Мотет» является универсальным жанром в музыкальном искусстве у профессионалов. Его культурно-социальное действие зависело от содержания, исполненного в нём текста. «Мотет» со стихами на духовную тематику звучали не только в храмах, но и на светских мероприятиях. Однако если в них содержался текст светской тематики, тогда в церкви их исполнять было запрещено.

Главным отличием от других жанров, практиковавшихся в те древние времена, «мотет» всегда сохранял характер сложной учёной музыки и местом демонстрации мастерства её создателя.

Французский «мотет» «Ars antiqua», был первым универсальным жанром в музыкальной истории. Он содержал в себе музыку, которую возможно было исполнять в храмах и для светской аудитории одновременно.

Для церкви подходят «мотеты» в которых содержатся тексты, только касающиеся духовной тематики:

  • библейские парафразы;
  • молитвенные обращения к Деве Марии и Богу.

В большинство своём «мотеты» писались анонимно, но вот несколько авторов, решили подписаться под своими произведениями:

  • Пьер де ла Круа;
  • Адам де ла Аль;
  • Филипп де Витри;
  • Гийом де Машо.

«Мотеты» эпохи ренессанса в основном писали только духовный мотив, выполненный на латинском языке и единый для всего произведения. Только в такой форме сохранялась не синхронность распева текста для разных голосов.

Во времена барокко, когда большое распространение получили инструментальные жанры, «мотет» передал свою роль «кантате», другими словами, для вокально-инструментальной формы исполнения.