Мотет
Мотет — на французском звучит, как «motet», латинском «motetus», «motellus», произошло от старофранцузского «mot» — переводится, как «слово». Означает вокальное многоголосное произведение полифонического склада, один из основных музыкальных жанров западноевропейского Средневековья и эпохи Возрождения.
В музыке
«Мотет» является универсальным жанром в музыкальном искусстве у профессионалов. Его культурно-социальное действие зависело от содержания, исполненного в нём текста. «Мотет» со стихами на духовную тематику звучали не только в храмах, но и на светских мероприятиях. Однако если в них содержался текст светской тематики, тогда в церкви их исполнять было запрещено.
Главным отличием от других жанров, практиковавшихся в те древние времена, «мотет» всегда сохранял характер сложной учёной музыки и местом демонстрации мастерства её создателя.
Французский «мотет» «Ars antiqua», был первым универсальным жанром в музыкальной истории. Он содержал в себе музыку, которую возможно было исполнять в храмах и для светской аудитории одновременно.
Для церкви подходят «мотеты» в которых содержатся тексты, только касающиеся духовной тематики:
- библейские парафразы;
- молитвенные обращения к Деве Марии и Богу.
В большинство своём «мотеты» писались анонимно, но вот несколько авторов, решили подписаться под своими произведениями:
- Пьер де ла Круа;
- Адам де ла Аль;
- Филипп де Витри;
- Гийом де Машо.
«Мотеты» эпохи ренессанса в основном писали только духовный мотив, выполненный на латинском языке и единый для всего произведения. Только в такой форме сохранялась не синхронность распева текста для разных голосов.
Во времена барокко, когда большое распространение получили инструментальные жанры, «мотет» передал свою роль «кантате», другими словами, для вокально-инструментальной формы исполнения.