Павана

Павана — танец, исполняемый аристократами при дворе. Давал возможность продемонстрировать изящество манер и движений. Среди простого народа его не танцевали.

В музыке

Было принято, чтобы кавалеры исполняли «павану» при шпаге и в плащах, дамы — в изысканных платьях со шлейфами. Главное отличие этого исполнения от «бранлей», где только темп объединял танцующих, в нём фигуры соответствуют фразам в мелодии.

Существует две версии появления этого слова:

  • Первая — «павана» или «падована» (в итальянском пишется, как «padovana») появилась в городе «Падуя» («Padova»), Италия, от которого и получила своё имя.
  • Вторая — берет свое начало в Испании. Произошло от испанского «pavana» и латинского «pavo», что переводится, как «павлин». Носит торжественный церемониальный характер.

Типичные черты присущие для «паваны»:

  • медленный темп;
  • двудольный метр;
  • двухчастная форма;
  • чаще всего имеет аккордовое изложение, в которое изредка добавляются пассажи;
  • для того, чтобы подчеркнуть ритм, музыкальное сопровождение исполняется гобоями и тромбонами при поддержке барабана;

Этот термин встречается в творчестве знаменитых композиторов XIX — XX в. в.:

  • Камиль Сен-Санса — «Этьенн Марсель» (1878), «Прозерпина» (1887);
  • Фортепианная пьеса Мориса Равеля — «Павана на смерть инфанты», написана в 1899 г., инструментовка была выполнена в 1910 г.;
  • Морис Равель — «Спящая красавица» (1908);
  • Р. Воан-Уильямс — балет «Иов» (1931);
  • Сергей Прокофьев — для балета «Золушка» (3-я сюита, номер 1);
  • Джон Лорд — «Сарабанда» (1976);
  • Стив Мартланд — «Павана мистера Андерсона» (1994).

Кроме того, это понятие используется как название фантастического романа Кита Робертса, написанного в 1968 г., в жанре альтернативной истории.