Павана
Павана — танец, исполняемый аристократами при дворе. Давал возможность продемонстрировать изящество манер и движений. Среди простого народа его не танцевали.
В музыке
Было принято, чтобы кавалеры исполняли «павану» при шпаге и в плащах, дамы — в изысканных платьях со шлейфами. Главное отличие этого исполнения от «бранлей», где только темп объединял танцующих, в нём фигуры соответствуют фразам в мелодии.
Существует две версии появления этого слова:
- Первая — «павана» или «падована» (в итальянском пишется, как «padovana») появилась в городе «Падуя» («Padova»), Италия, от которого и получила своё имя.
- Вторая — берет свое начало в Испании. Произошло от испанского «pavana» и латинского «pavo», что переводится, как «павлин». Носит торжественный церемониальный характер.
Типичные черты присущие для «паваны»:
- медленный темп;
- двудольный метр;
- двухчастная форма;
- чаще всего имеет аккордовое изложение, в которое изредка добавляются пассажи;
- для того, чтобы подчеркнуть ритм, музыкальное сопровождение исполняется гобоями и тромбонами при поддержке барабана;
Этот термин встречается в творчестве знаменитых композиторов XIX — XX в. в.:
- Камиль Сен-Санса — «Этьенн Марсель» (1878), «Прозерпина» (1887);
- Фортепианная пьеса Мориса Равеля — «Павана на смерть инфанты», написана в 1899 г., инструментовка была выполнена в 1910 г.;
- Морис Равель — «Спящая красавица» (1908);
- Р. Воан-Уильямс — балет «Иов» (1931);
- Сергей Прокофьев — для балета «Золушка» (3-я сюита, номер 1);
- Джон Лорд — «Сарабанда» (1976);
- Стив Мартланд — «Павана мистера Андерсона» (1994).
Кроме того, это понятие используется как название фантастического романа Кита Робертса, написанного в 1968 г., в жанре альтернативной истории.