Келья
Слово «келья» (или келлия) пришло к нам из среднегреческого языка («κελλίον»), а также образовалось от латинского («сеllа» — «комната, чулан»). «Келья» имеет два смысловых определения: религиозное – отдельная комната, жилище в монастыре или ещё где-либо (для монахини или монаха); переносное значение – комната небольших размеров для одного (одинокого человека).
В художественных произведениях
В современной устной и письменной речи часто можно найти не само слово «келья», а его синонимы, такие как «обитель», «скит» или «лавра». А как же слово «келья» используется в литературе – рассмотрим на примерах:
- «Келья была пещера, выкопанная в горе». (Толстой Л.Н., «отец Сергий»);
- «…вышла игуменья Досифея из своей кельи спустилась по лестнице на двор монастыря…». (Гейнце Н.Э., «Людоедка»);
- «Рухните, своды Каменной кельи!» (Гете И.В., «Фауст»).
Келья, как правило, рассчитана на одного или двух монахов и представляет собой комнату с минимальным количеством мебели и вещей: стол, стул, кровать, иногда бывают полки для духовных книг, иконостас. Основываясь на правилах устава общежительного монастыря, в келью не рекомендуется заходить посторонним людям, а лицам противоположного пола – категорически запрещено.