Причастник

Причастник — устаревшее церковное значение подразумевало под собой человека готовившегося к обряду причастия. Согласно второму значению, которое редко, но использовалось в обычной речи, так называли участника чего-либо.

В литературе и церкви

В художественной литературе «причастник» не получил широкого применения ни среди классиков, ни современных писателей. Своё распространение термин получил в писаниях церковной направленности:

  • «Океан времени, смывший с лица земли греческие республики, вынес имена: Гомера, Гезиода, Эсхила, Софокла, Пиндара, Анакреона, – и теперь всё, считающие себя причастниками даров вдохновения, охотно или поневоле, всё-таки дивятся этим именам.», В. Г. Белинский, Стихотворения М. Лермонтова, 1841
  • «Незнакомец стоял, опустив руки, пока последний причастник не отошёл к теплоте, потом повернулся и быстро вышел из придела.», Павел Виноградов, Хозяин Древа сего, 2013
  • «А люди неучёные, став причастниками благодати, подобны малым городам, укреплённым крестною силою.», Инок Никодим, Азбука спасения. Том 35

Несмотря на то, что термин считается устаревшим, он продолжает употребляться в современном, преимущественно, церковном обществе. Церковные речи слегка отличаются от повседневных разговорных. Люди при общении между собой стараются построить предложения так, чтобы собеседнику было проще и быстрее понять, что до него пытаются донести. Церковная речь стоится на духовных принципах, где действует правило не «быстро» и «проще», а «вдумайся» и «осознай». Обычный человек слушая служителя церкви должен вдуматься в его слова и на духовном уровне осознать о чём ему говорят, что пытаются донести.