Роптать
Роптать — термин берет свое начало от праславянского «rороt», послужившее происхождению: древнерусского «ропътъ», старославянского «ръпътати», украинского «ропта́ти» — таким образом подразумевается «невнятная речь», «бормотание», «лепет».
В литературе и церковной культуре
Согласно «духовным законам», на пути в «Царство Небесное» становится недопонимание «Божьего промысла». Люди регулярно высказывают свое недовольство чем-либо, желают большего и лучшего, чем то, что уже имеют. Это состояние души человеческой, подстегиваемое возмущением и упреками в сторону Бога и других людей, в православной церкви называют «ропотом» и относят к одному из главных грехов.
Это словосочетание можно встретить в художественных произведениях различных писателей, преимущественно у классиков жанра:
- «Здесь у нас в лагере запасы продовольствия истощились наполовину, воины начинают роптать, они говорят, что боги против нас.», Оливия Кулидж, Служанка Артемиды, 2002
- «– Король опасается, что в настоящую минуту эта покупка произведёт неприятное впечатление и его народ станет роптать.», Жорж Вотье, Шарлотта. Последняя любовь Генриха IV
- «Если музыка не радостна, народ ропщет, и жизни причиняется вред.», Герман Гессе, Игра в бисер, 1943
- «Никогда я не лгал, не клеветал на жизнь, но, ставши брюзгой, я, против воли, сам того не замечая, клевещу на нее, ропщу на судьбу, жалуюсь, и всякий, слушая меня, заражается отвращением к жизни и тоже начинает клеветать.», Чехов А. П., Иванов, 1887
- «— В тюрьме, в несчастии, узнаю истинную цену дружбе, любви, — говорил он дьяку, — могу ли роптать после всего, чем господь наградил меня, могу ли жаловаться на судьбу свою? Вот, подле меня, князь венчанный, а — слышишь ли его стенания?.. изнывает, заброшенный всеми!.. С сокровищем, которое ты мне принес, могу умереть без ропота; в последние минуты мои должен благословлять пройденный путь и целовать руку, которая вела меня по нем.», Лажечников И. И., Басурман, 1838
Это изречение похоже на «сорняк», появляющийся в «душевном саду» у хозяина, который допустил в свои недра семя негодования. Ведь если исходить из его толкования, то человек прилюдно выражает свой гнев, обиду или постоянно сетует на собственный недуг обвиняя в этом других. Так он указывает, что недоволен окружающей действительностью и ему это не по душе.