Сласть

Сласть — этот термин использовался в двух значениях: в простонародном подразумевалось, как «сладость», «сладкое на вкус», «кондитерское изделие»; в переносном – «приятное чувство», «удовольствие», «наслаждение».

В литературе

Наибольшую популярность этот термин имел у классиков художественной литературы, в основном они это делали, чтобы одним словом описать изобилие кулинарных сладостей, гораздо реже, чтобы отобразить героя, живущего ради собственного удовольствия. Это слово встречается в художественных произведениях писателей разных жанров и направленностей. Так же слово употреблялось и в церковной литературе, в качестве отображения людских пороков. Ниже приведены примеры, взятые у классиков и современников:

  • «Я сказал, что это было весёлое время, – и я пользовался им в полную сласть: танцевал, пел, ухаживал напропалую.», Фредерик Марриет, Приключения Виоле в Калифорнии и Техасе, 1843
  • «Митя шалил за столом. Папа не велел ему давать пирожного. Ему не дали; но он так жалостно и жадно смотрел на других, пока они ели. Я думаю, что наказывать, не давая сласти, — только развивает жадность. Сказать Nicolas», Толстой Л. Н., Война и мир. Том четвертый, 1873
  • «А опаснейшие терния духа – страстные влечения, сласти житейские.», Группа авторов, «Рече Господь…» Толкования на Евангельские притчи, 2011
  • «Здешний чай, смесь липового цвета с индийским байховым, очень недурен, а при наличии огромного выбора варений и сластей - просто великолепен.», Белянин А. О., Летучий корабль, 2000
  • «А Мюш перечислял уйму всяких сластей: и лакричный сок, и патоку, и тянучки, и сахарную пудру.», Эмиль Золя, Чрево Парижа, 1873
  • «Сласть ли, грусть ли
    В ней -- тебе видней,
    Рыцарь, стерегущий
    Реку -- дней.», Цветаева М. И., Пражский рыцарь, 1923

Исключением, когда под словом «сласть» подразумевается другое значение («удовольствие»), подразумевается использование его в старину в единственность числе и при этом необязательно подразумевать гастрономические пристрастия. Таким образом, согласно церковным традициям, было принято называть не любителей «сладких пирожных», а тех кто любил жить в «сласть», то есть в своё удовольствие.

Этот термин со временем вышел из повседневной разговорной речи, а его заменило слово «сладость». В различных словарях его помечают как разговорную часть речи. При этом в множественном числе является синонимом «сладости». Однако эти два изречения не совсем, верно, обозначают одно и тоже.

К примеру, у классических писателей «сладость» подразумевалась, как некое приятное чувство, ощущаемое конкретно органом вкуса, а вот «сласти» – это была именно сладкая еда. Но это относится к множественному числу, а вот относительно единственного («сласть») – также подразумевалось получение удовольствия, и оно не обязательно должно было носить гастрономический характер. Есть даже прекрасный пример, в стихотворной форме у персидского поэта Хафиза отражающий отличия перечисленных понятий:

«Сластей ты мне не подноси:
что сахар, пряный мед?
Cладка лишь сладость губ твоих,
что хмель вина обжег.»