Поэма
Поэма – слово произошло от древнегреческого «poiëma», что в переводе значит — «создание». Так называются жанры в литературе и музыкальных произведениях.
В литературе и музыке
В литературном жанре «поэма» — это большое или среднее по объёму многочастное произведение в стихотворной форме. Как правило, оно носит лиро-эпический характер, имеет большую стихотворную повествовательную форму. Может быть героической, романтической, сатирической и так далее.
На протяжении долгой литературной истории «поэма» претерпела изменения и поэтому лишилась некой устойчивости. Иногда прозаические произведения также относят к данному жанру.
В архивы художественной литературы вошло огромное количество «поэм», вот несколько самых знаменитых:
- «Анна Снегина»
- «Василий Тёркин»
- «Горбунов и Горчаков»
- «Илиада»
- «Одиссея»
- «Божественная комедия»
- «Потерянный рай»
- «Кому на Руси жить хорошо»
- «Полтава»
- «Мцыри»
- «Поэма без героя»
- «Пан Тадеуш»
- «Мёртвые души»
- «Витязь в тигровой шкуре»
- «Москва — Петушки»
- «Кавказский пленник»
В музыкальном направлении, начиная с эпохи романтизма «поэмой» называли пьесу «неклассического» свободного строения. Такое произведение в жанровом отношении было близко полету фантазии, но в отличие от последней — с выраженными внемузыкальными коннотациями. Наиболее последовательно «поэму» использовал Ф. Лист, позже и другие композиторы, такие как:
- А. Дворжак,
- М. А. Балакирев,
- П. И. Чайковский,
- С. В. Рахманинов,
- Б. Барток,
- Р. Штраус,
- А. С. Животов,
- Г. Г. Галынин.
Во второй половине XIX и в XX вв. «поэмой» стали называть разновидность кантаты или оратории лирического содержания. В XX веке, так стали называть свои сочинения композиторы-авангардисты, которые не имели какой-либо устойчивой жанровой характерности и не были привязаны к какому-либо специфическому вокальному/инструментальному составу.