Поэма

Поэма – слово произошло от древнегреческого «poiëma», что в переводе значит — «создание». Так называются жанры в литературе и музыкальных произведениях.

В литературе и музыке

В литературном жанре «поэма» — это большое или среднее по объёму многочастное произведение в стихотворной форме. Как правило, оно носит лиро-эпический характер, имеет большую стихотворную повествовательную форму. Может быть героической, романтической, сатирической и так далее.

На протяжении долгой литературной истории «поэма» претерпела изменения и поэтому лишилась некой устойчивости. Иногда прозаические произведения также относят к данному жанру.

В архивы художественной литературы вошло огромное количество «поэм», вот несколько самых знаменитых:

  • «Анна Снегина»
  • «Василий Тёркин»
  • «Горбунов и Горчаков»
  • «Илиада»
  • «Одиссея»
  • «Божественная комедия»
  • «Потерянный рай»
  • «Кому на Руси жить хорошо»
  • «Полтава»
  • «Мцыри»
  • «Поэма без героя»
  • «Пан Тадеуш»
  • «Мёртвые души»
  • «Витязь в тигровой шкуре»
  • «Москва — Петушки»
  • «Кавказский пленник»

В музыкальном направлении, начиная с эпохи романтизма «поэмой» называли пьесу «неклассического» свободного строения. Такое произведение в жанровом отношении было близко полету фантазии, но в отличие от последней — с выраженными внемузыкальными коннотациями. Наиболее последовательно «поэму» использовал Ф. Лист, позже и другие композиторы, такие как:

  • А. Дворжак, 
  • М. А. Балакирев, 
  • П. И. Чайковский, 
  • С. В. Рахманинов, 
  • Б. Барток, 
  • Р. Штраус,
  • А. С. Животов, 
  • Г. Г. Галынин.

Во второй половине XIX и в XX вв. «поэмой» стали называть разновидность кантаты или оратории лирического содержания. В XX веке, так стали называть свои сочинения композиторы-авангардисты, которые не имели какой-либо устойчивой жанровой характерности и не были привязаны к какому-либо специфическому вокальному/инструментальному составу.